Вера при социализме и коммунизме

Одно из явлений, которое было в СССР — уход от религии. Она не запрещалась, но главной идеологией был атеизм. С одной стороны — это правильно. В Российской Империи церковь получала огромные дотации от государства. К тому же вера в существо под названием "Бог" является чисто идеалистической концепцией. Но уход от веры — совершенно недиалектический подход.
Говоря, что веры больше не будет, ставится точка. Диалектика говорит, что это невозможно. Нет ничего конечного, вед что-то новое преобразуется из старого. И это одна из ошибок СССР, которая не позволила создать нового человека для коммунизма.

Вера и религия — разные вещи. Религия состоит из веры, но вера не состоит из религии.
Вера была с человеком с самого начала. С её помощью объяснялись непонятные явления. Дух воды, дух огня, дух звёзд. Потом уже эти духи стали более конкретными. Молния и гром? Это Зевс на небе буянит. Наводнение или засуха? Ну это Посейдон виноват. Многие вещи материального мира, объяснялись идеологическим подходом. Наука не была развита.

После изменения материальных условий и появления классов, вера трансформировалась из объяснения вещей в указания для общества. Сначала это были социальные заповеди: "не укради, возлюби ближнего своего, не убивай", — и так далее. Но уже вместе с ними появилось идолопоклонение. В этот момент вера получает два направления: иметь и быть.

Для того чтобы быть верующим человеком, не нужно: такое понятие, как "Бог", поклонение ему, безукоризненное соблюдение всех писаний.
Верующий человек живёт в гармонии с социумом и природой. Он не убивает, но не потому что ему так сказали. Он видит, что ни к чему хорошему это не приводит. Он не крадёт, потому что у него всё в достатке. И он верит, что у него тоже не украдут. Он находится в состоянии "быть". Он верит во все эти принципы, потому что чувствует их в своей жизни и в обществе.

Состояние "иметь" подразумевает принадлежность себя к социальной группе. Не так важно, что она проповедует. Важно быть её членом. Группа говорит, что делать людям, а не они  самостоятельно выбирают, на основании своего опыта. Она ставит идола перед людьми. И люди имеют этого идола, которому поклоняются и беспрекословно слушаются. 
В таком случае люди чувствуют себя в безопасности, потому что им говорят, что делать. Они не должны искать ответ самостоятельно и находить его для себя.

Во время феодализма церковь была источником науки и экономики. Она писала и переписывала трактаты для своей выгоды. И люди ей подчинялись, потому что церковь давала ответы. "Почему у кого-то есть частная собственность, а у меня нет?", — "Так написано в священных текстах." "Почему у меня забирают часть ресурсов?", — "Ты прогневал Бога." "Как мне лучше жить?", — "Отдай всё своему феодалу."

При капитализме религия стала бизнесом и противоположностью веры. Можешь творить любые злодеяния, любые социальные нарушения — приди и исповедайся. За деньги. И всё тебе простят. Идол тебя простит. Деньги на строительство храмов, платное крещение, исповеди. Всё это чистое идолопоклонение. Крещение делают для чего? Чтобы быть частью определенного слоя общества, которое будет рассказывать, как нужно жить. Люди это делают лишь для того, чтобы "иметь" веру, но не быть в "вере". Да они и не могут быть в вере. Бытиё контрастирует с верой. "Не укради, не убей" — повсюду воровство, убийство и несправедливость. Быть в вере возможно только если не принимать реальность.
Капитализм не заинтересован в вере, а только в идолопоклонение. Ведь так можно и деньги зарабатывать, и людям говорить, что делать.

При социализме, когда изменится бытиё, нужно убрать религию и её идолопоклонение. Но оставить и развивать веру. Веру в себя, веру в социум. И эта вера должна подкрепляться в быту. Вера в то, что тебя не убьют и ты не должен убивать. Вера в то, что у тебя не украдут и ты не должен красть. Вера в то, что окружающие тебя любят и помогут, и ты должен их любить и помогать. Вера помогает строить социальные отношения, но первичным остаётся материальный базис. Если базис и вера не совпадают — начинаются противоречия, которые перерастают в новые устрои. Как было в феодализме, когда трактаты переписывались под изменяющуюся экономику.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Определение нации, как инструмент капитала

История общества: Первобытный коммунизм